"Золотой стандарт" вакцинации птицы против ИББ с помощью Хипрагамборо-СМ97

"Золотой стандарт" вакцинации птицы против ИББ с помощью Хипрагамборо-СМ97

Дудар Л.В., руководитель департамента технической поддержки компании «Laboratories Hipra S.A» в России и СНГ; магистр биологии и молекулярной генетики, вирусолог, микробиолог

Инфекционная бурсальная болезнь (ИББ) является высокозаразным вирусным заболеванием цыплят, приводящим к значительным экономическим поте­рям в птицеводческой отрасли во всём мире. Кли­ническая форма болезни проявляется в возрасте от 3 до 6 недель. Тяжёлые вспышки характеризуются внезапным возникновением депрессии в чувстви­тельных стадах. При патолого-анатомическом ис­следовании птицы, умершей во время острой фазы, основным органом для диагностики является Фабрициева сумка, она опухшая, отёчная, иногда име­ет геморрагии и становится атрофичной в течение 7-10 дней. Часто присутствует обезвоживание и нефроз с опухшими почками, в мышцах и слизи­стой оболочке железистого желудка большинства поражённой птицы наблюдаются геморрагии. Субклиническая форма болезни приводит к подавле­нию иммунного ответа и повышает чувствитель­ность цыплят к другим инфекциям.

Этиологическим агентом ИББ является безоболочечный вирус, принадлежащий к семейству Birnaviridae. Его геном состоит из 2 сегментов двухцепо­чечной РНК. Меньший сегмент РНК (В) кодирует оди­ночный полипептид 90 кДа, обозначенный VP1, а больший сегмент РНК (А) кодирует вирусный поли­протеин, что процессингуется для образования трёх структурных белков — VP2, VP3 и VP4 и неструктур­ного VP5. Опубликованные нуклеотидные последо­вательности геномных сегментов А и В различных штаммов вируса ИББ указывают, что последователь­ности основного иммуногенного белка VP2 находят­ся в центральном гипервариабельном участке, кото­рый отражает максимальное число вариаций ами­нокислотной последовательности среди штаммов.

При типичной форме инфекционный бурсит лег­ко диагностируется по клиническим и патолого-анатомическим признакам.

Кроме того, для лабораторной диагностики ИББ разработаны различные методы, такие, как выделе­ние вируса из клеточной культуры, оплодотворён­ных куриных яиц или цыплят, свободных от специ­фической патогенной микрофлоры (SPF), и локали­зация вируса в инфицированных тканях путём элек­тронной микроскопии, флуоресцентного анализа, иммунодиффузии в агаре, детекции антигена с по­мощью ферментного иммуносорбентного анализа (ИФА) или путём иммуногистохимии. У всех этих методов есть недостатки: большие затраты времени, трудоёмкость, дороговизна или неспецифичность. Они не позволяют обнаружить низкие уровни анти­генов вируса ИББ в тканях. В последние годы для об­наружения и идентификации вируса ИББ всё чаще стали прибегать к молекулярным техникам выделе­ния и секвенирования обнаруженных изолятов.

Терапевтического лечения болезни Гамборо не су­ществует, а основным методом её предупреждения является иммунизация птицы с применением жи­вых аттенуированных вакцин, которые содержат штаммы вируса разной вирулентности и антигенности. Осуществляется иммунизация как цыплят, так и родительских стад. Механизм её действия заключа­ется в том, что вакцинный вирус должен колонизи­ровать бурсу Фабрициуса, чтобы предупредить про­никновение и репликацию полевого штамма, а так­же спровоцировать развитие гуморального имму­нитета.

Для специфической профилактики болезни Гам­боро применяют вакцины, различные по антигенной активности.

Так, некоторые из них разработаны на основе ре­комбинантных векторов и имеют VР2-вставку (как в моноварианте, так и в сочетании с другими вирус­ными полипептидами).

Антигенный ответ на введение этих вакцин, равно как и защита от вариантных штаммов IBDV, невысо­ки. Создать высокий уровень защиты способны лишь живые вакцины.

Иммунизация цыплят обычно проводится в 1,5-3,0 недели жизни. Кратность введения зависит от коэффициента вариации титров антител мате­ринского иммунитета, а определение дня введения вакцины обязательно должно осуществляться с использованием формулы Девентера и с учётом про­бивного титра каждой отдельной вакцины. Выбран­ная вакцина должна соответствовать эпизоотиче­ской ситуации на предприятии и возрасту птицы.

Вакцинный штамм, который используется для соз­дания вакцины Хипрагамборо-СМ97 (HipraGumboro-GM97) производства компании «Лабораторное Хипра С.A. («Laboratories Hipra S.A.»), не является высокопатогенным. Он имеет стабильный геном с отсутствием рекомбинаций, что способствует пред­отвращению возникновения мутаций. Более того, вирусные частицы должным образом аттенуирован­ные (аттенуация в клетках эмбриона цыплёнка), что предотвращает развитие цитопатогенного эффекта на недифференцированные В-лимфоциты. При этом титр вирусных частиц GM97 в дозе вакцины до­вольно высок и составляет 102-103 ЕID50, что в пол­ной мере обеспечивает высокий иммунный ответ организма.

Особенности штамма GM97 заключаются в том, что он имеет специфические аминокислоты, кото­рые характерны для гипервирулентных штаммов. Более того, в GM97 содержится наличие протеи­нов, которые присущи всем остальным штаммам вируса (классическому, вариантному и высокови­рулентному).

Вирусный белок VP2 несёт антигенные детерми­нанты, обеспечивающие антителозависимый им­мунный ответ организма. Направленные мутации в его гене обеспечили снижение вирулентности ви­русного штамма. Аминокислотная модификация этого капсидного белка, взятого у высоковирулентных штаммов (vvBDV), и положена в основу созда­ния GM97.

Хипрагамборо-СМ97 минимально повреждает бурсу Фабрициуса, что не ведёт к развитию имму­носупрессии. Такая его особенность и осуществляет механизм действия — после колонизации лимфо­цитов бурсы Фабрициуса СМ97 предотвращает ре­пликацию вирулентных штаммов вируса, при этом сам он не реплицируется слишком интенсивно, не вызывает некроз большого количества В-лимфоцитов в фолликулах бурсы.

При указанном минимальном супрессивном дей­ствии штамм характеризуется высокой скоростью колонизации бурсы и персистенции в клетках на протяжении длительного времени.

С целью подтверждения высокой скорости засе­ления различных лимфоидных органов птицы вак­цинным штаммом GM97 было проведено исследо­вание, в котором методом ОТ-ПЦР определяли на­личие генома вируса ИББ каждый день после однократной вакцинации в 13 дней жизни (вся птица к этому дню имела уровень материнских антител не более 500 ед. в тест-системе IDEXX). Полученные ре­зультаты подтверждают, что присутствие вакцинно­го штамма в бурсе, селезёнке и цекальных железах наиболее длительное. СМ97 визуализируется уже через 24 ч после применения вакцины в цекальных железах и через 72 ч в бурсе и селезёнке. В тимусе и лейкоцитах костного мозга присутствие вакцин­ного вируса ограничено.

Таблица 1. Продукты ОТ-ПЦР, обнаруженные с помощью гель-электрофореза в различных лимфоидных органах птицы, вакцинированной штаммом вируса ИББ GM97

Дни ПВ*

Контрольная

птица

-

Примечание: ПВ * - дни после вакцинации на 13-й день жизни

Таким образом, штамм GM97 действительно яв­ляется уникальным и характеризуется рядом спе­цифических и очень важных особенностей в меха­низмах его динамики в живом организме. Эти пре­имущества позволяют отнести препарат Хипгамбоpo-GM97 к «золотому стандарту» живых вакцин против болезни Гамборо.

Источник: журнал «Птицеводство» №3, 2015 г.

3. Болезни и лечение птиц