Прослеживаемость в процессе производства птицеводческой промышленности – ключевой критерий ее конкурентоспособности


подписаться на рассылку анонсов статей:
 
 
поиск по разделу «Статьи»

всего статей: 1513


Прослеживаемость в процессе производства птицеводческой промышленности – ключевой критерий ее конкурентоспособности



Давлеев А. Д., вице-президент Международной программы развития птицеводства (IPDP), президент консалтинговой компании AGRIFOOD Strategies

Вступление в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», предстоящие обсуждение проекта техрегламента ТС по мясу птицы и окончательное утверждение  финальной редакции Федерального закона «О ветеринарии» обязывают птицеводов всерьез задуматься о внедрении систем прослеживаемости готовой продукции.

Однако эта обязанность все больше становится не столько нормативно-законодательной реальностью, сколько одним из решающих факторов конкурентоспособности и ком­мерческой эффективности птицеводческих компаний.

Публичные скандалы с обнаружением незадекларированной конины в составе мясных продуктов на рынках нескольких европейских стран, вспышка сальмонеллеза в Калифорнии, вызванная недоброкачественной курятиной от ведущего местного производителя, неоднократные обвинения российской и украинской птицеводческой продукции в ее ненадлежащем качестве и недостаточной безопасности со стороны контролирующих органов Казахстана стали наиболее яркими примера­ми остроты проблемы прослеживае­мости в уходящем 2013 году.

По мере насыщения рынка мяса птицы, отмечающегося в России на протяжении последних двух лет, конкурентная борьба отечествен­ных птицеводов все больше сводит­ся к способности максимально ис­пользовать рыночный потенциал реализации своей продукции через крупнейшие розничные сети и так называемую несистемную торгов­лю — через дистрибьюторов, опто­виков и переработчиков. И если в по­следнем случае для клиентов более важным фактором является цена за­купки, то в случае с розничными се­тями или современными оператора­ми общественного питания вопрос прослеживаемости и подтвержден­ных с ее помощью гарантий безопас­ности готовой продукции становит­ся решающим. Причем если раньше высокую планку требований к без­опасности и прослеживаемости за­давали в основном западные компа­нии («Метро», «Ашан», «Глобус»), то в последнее время российские роз­ничные сети (группа Х5, «Магнит», «Лента», «ОК» и др.) применяют не менее жесткие критерии отбора по­ставщиков. Сегодня каждая сеть не только имеет своих санитарных и ветеринарных специалистов, но и вводит должность менеджера по ка­честву на большинстве своих торго­вых точек. Именно в их обязанности входит детальная сверка всех дан­ных о производителях продуктов, проверка на соответствие специфи­кациям, датам реализации, услови­ям транспортировки и хранения, а также ввод этих данных в инфор­мационные системы сетей для мак­симально быстрой идентификации цепочки поставок, начиная с исход­ного сырья, использованного при производстве продукции.

С заметным ростом в России за­падных сетей быстрого питания («Макдональдс», «КФС», «Вендис», «Бургер Кинг», «Техас Чикен» и др.) фактор прослеживаемости исходно­го сырья приобрел еще большее зна­чение. Поскольку продукты из мяса курицы, реализуемые к приготовлен­ном виде в ресторанах «фаст фуд», не имеют идентификации происхожде­ния (упаковки, этикетки, маркиров­ки), вся ответственность за их без­опасность и качество возлагается непосредственно на оператора сети. Он отвечает перед потребителем не только за внешний вид и чистоту за­ведения, персонал и вкус продук­тов, но и — чисто юридически - за потенциальный физический, мате­риальный и моральный ущерб здо­ровью посетителей в случае отрав­ления или инфицирования. Помимо этого он вынужден учитывать еще и ряд этических и гуманитарных ас­пектов, которые могут стать препят­ствием для реализации продукции. Например, требования отдельных се­тей к так называемому благополучию животных запрещают производите­лям превышать плотность посадки птицы 17 гол/м2. Или использовать в рационах мясокостную муку и сое­вый шрот, изготовленный из бобов, выращенных в бассейне Амазонки.

Для подтверждения соответствия та­ким требованиям производителям приходится создавать целые систе­мы цифровых отчетов со смежника­ми и поставщиками, которые стро­го перепроверяются независимыми аудиторами, как на регулярной ос­нове, так и без предупреждения.

Базовые требования к современ­ным системам прослеживаемости со стороны розничных клиентов, сетей общественного питания и перера­ботчиков продукции птицеводства довольно просты:

приоритезация параметров - выделение ключевых факторов;

включение данных по горизон­тальному уровню (последова­тельность процессов производ­ства) и вертикальному уровню (смежники, дополнительные процессы и материалы);

точность и регулярность введе­ния данных;

простота отчетов и возможность их форматирования под различ­ные степени детализации;

невозможность изменения вве­денных данных с целью их фаль­сификации;

возможность обработки, пере­дачи и хранения данных в элек­тронном виде.

Следует особо отметить, что в силу разнородности сырьевой базы для производства готовой продукции, как на мировом уровне, так и в отдельных странах, требования к системам про­слеживаемости даже у одних и тех же компаний могут различаться. Суще­ствует два-три базовых уровня крите­риев, из которых одни имеют обяза­тельный характер (наличие системы НАССР, полная вертикальная интегра­ция, отсутствие антибиотиков в мясе, наличие металлодетектора на произ­водстве и т.п.), а другие - временный характер, они более гибкие и исполь­зуются в переходный период «довод­ки» требований до стандартных и применяемых во всем мире. Напри­мер, если у российской птицеводче­ской компании в настоящее время нет возможности полностью перейти на корма растительного происхождения, как этого требует клиент, но она гото­ва это сделать, ей разрешают осущест­влять поставки продукции при условии создания надежной и прозрачной системы прослеживаемости, которая будет периодически проверяться и сертифицироваться.

Сегодня контроль параметров про­слеживаемости продукции птицевод­ства в оптовой и розничной мировой торговле, транспортно-экспедиторских компаниях и секторе общественного питания осуществляют профес­сионалы, специально подготовленные по программе обучения supply chain management (управление цепочками поставок). Эти специалисты разрабатывают и выполняют как единые, так и специфические требования к системам прослеживаемости сырья и гото­вой продукции.

Однако с ростом конкуренции и консолидации как производите­лей, так и их В2В клиентов (розница, фуд-сервис, переработка) требова­ния к системам прослеживаемости и сертификации все больше унифи­цируются. К примеру, в 1990-х гг. в Германии для поставщиков рознич­ных сетей была разработана система 1FA (Integrated Farm Assurance - «Интегрированные гарантии от ферм»), которая предоставляла услуги ауди­та и сертификации поставщикам животных и птицы для убоя и пере­работки. С ростом клиентской базы она стала общеевропейской, а по­том и международной и даже сме­нила название на GlobalGAP. Сегодня ее сертификаты требуют от постав­щиков такие компании, как Walmart, Tesco, Lidl, Sisco, Rewe, Spar, Metro, McDonald's, и десятки других между­народных и национальных опера­торов розницы и фуд-сервиса. Прослеживаемость в системе GlobalGAP используют 1400 инспекторов и 142 организации в 112 странах, ко­торые осуществляют контроль на уровне поставок инкубационного яйца, производства кормов, содер­жания родительского стада и ком­мерческого поголовья. Из 304 кри­тических точек контроля в системе сертификации GlobalGAP параме­тры безопасности продукции и про­слеживаемости процессов откорма птицы составляют более половины, а для трех других аспектов сертифи­кации (контроль окружающей сре­ды, благополучие персонала и бла­гополучие стад) прослеживаемость является рабочей платформой.

Участие в системе GlobalGAP взаи­мовыгодно для партнеров: внедряя системы прослеживаемости, постав­щики получают конкурентные пре­имущества. а их клиенты - гарантии безопасности продукции, которую они реализуют. Именно с помощью сертификации GlobalGAP к традици­онным поставщикам мяса птицы для McDonald’s (OSI и Cargill) присоединились британская MoyPark и бра­зильские Sadia, Seara, PenaSul и др., которые выстроили единую систему прослеживаемости для продукции, поставляемой в рестораны и сети разных стран мира. Сегодня к этой системе начинают подключаться и российские производители.

Однако при достаточной распро­страненности и надежности, став­шая международной европейская система GlobalGAP, так же, как и аме­риканские информационно-управ­ленческие комплексы AgfiSoft, Cyber-Agra, САТ2, MetaFarms и ряд других, позволяет проследить параметры безопасности только до убоя и пе­реработки. Кстати, совсем недавно на российский рынок вышел новый продукт Chicken Way данной серии от украинской компании.

За редким исключением, функ­цию прослеживаемости продукции на птицеперерабатывающем комплек­се частично осуществляют системы НАССР, программы управления лини­ей убоя и разделки, а также програм­мы автоматизации складского ком­плекса. Системы прослеживаемости в крупны зарубежных птицеводче­ских компаниях, как правило, не явля­ются автономными и интегрируются либо в системы комплексного управ­ления предприятием, такие как ERP, SAP и Oracle, либо в системы серти­фикации ISO, GMP, BRC (частично - НАССР и HIMP); так же работает и рос­сийская система управления 1С8. Это объясняется тем, что в любой систе­ме управления и сертификации про­изводство описывается на базе логи­ческой цепочки производственных процессов, цифровые параметры ко­торых в виде конкретных целей или фактических данных и составляют цепочку прослеживаемости.

Исключением же являются комбинированные системы управления производством и переработкой продукции птицеводства, с помощью которых менеджмент разного может анализировать конкретные  данные со всех участков производства максимальной степенью детализации: от поставок племенного яйца для родительского стада до отгрузки конкретных партий товара. И хотя главным достоинством этих систем является возможность анализа данных в денежном выражении, прогноза планирования всех аспектов производства мяса птицы, именно не системы, в силу гигантского объема вводимых в них данных, представляют собой самый совершенный механизм прослеживаемости.

Наиболее ярким практическим примером в этой области является  система управления М-Tech Systems, используемая 120 крупнейшими птицеводческими и свиноводческими компаниями мира, в том числе в России. Созданная в конце 1990-х гг. е IT-подразделений Tyson Foods и Cаrgill. компания разработала серию из 14 модулей, соответствующих различным производственным единицам птицеводческого комплекса. Структура ввода, обработки, систематизации и хранения данных позволяет проследить в об­ратном порядке весь путь продукта: от его розничной упаковки по всей цепи переработки продукции, до­ставки птицы на убой, ее откорма, и до конкретных птичников и стада прародителей, от которых получено родительское поголовье. В програм­му интегрируются управленческий «софт» поставщиков оборудования (по инкубации, вентиляции, осве­щению, поению, кормлению, кормопроизводству, убойным линиям, холодильным машинам, диспетче­ризации и т.п.), складские програм­мы учета сырья и материалов, бух­галтерские проводки. Программа построена на платформе SQL, пол­ностью совместима с продуктами Microsoft, 1C, SAP и Oracle. При этом в систему вносятся максимально по­дробные характеристики абсолютно всех кормовых ингредиентов, вете­ринарных препаратов, дезинфици­рующих средств, партий подстил­ки, состава воды для систем поения и других материалов, используемых в родительском стаде, на откорме, при убое и переработке. Таким же обра­зом регистрируются технологиче­ские параметры и режимы работы оборудования на всех участках вы­ращивания и переработки птицы, упаковки и отправки готовой про­дукции: температура, влажность, на­пряжение, освещение, состав газо­вых смесей и т.п. Данные вводятся в режиме реального времени в еди­ный сервер компании, причем с не­скольких производств одновременно, и из этого массива информации все­гда можно получить максимально по­дробные сведения по каждой партии готового товара.

Такие системы позволяют птицеводческим компаниям-клиентам M-Tech Systems тщательно контролировать без­опасность и качество своей продукции, поставляемой как на внутренние, так и на внешние рынки. Особенно важно внедрять такие системы в России и с их помощью предоставлять гарантии прослеживаемости отечественным производителям, задумывающимся об экспорте мяса птицы и яиц на очень привлекательные с точки зрения при­были рынки Европы, Азии и Африки. Помимо возможности контролиро­вать и снижать себестоимость произ­водства мяса птицы на всех этапах его производства, российские птицеводы смогут на равных конкурировать с ве­дущими зарубежными производите­лями и избегать торговых барьеров за счет прозрачной и эффективной си­стемы прослеживаемости.

Источник: журнал «Птица и птицепродукты» №6, 2014 г.







 

администрация сайта: ООО «Фаулер»
ждем ваших писем: deneb@webpticeprom.ru

 
птицеводство
Webpticeprom птицеводство
  1. Главная
  2. Статьи про птицеводство
  3. Управление производством
  4. › Прослеживаемость в процессе производства птицеводческой промышленности – ключевой критерий ее конкурентоспособности
 
Управление производством
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
на сайте страниц: 13122