Повышение доходности предприятия птицеводческого комплекса


подписаться на рассылку анонсов статей:
 
 
поиск по разделу «Статьи»

всего статей: 1515


Повышение доходности предприятия птицеводческого комплекса



Трухина Т.Ф., заведующая лабораторией экономики и управления, ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт птицеперерабатывающей промышленности (ГНУ ВНИИПП)

Обобщающая оценка финансово­го состояния предприятия до­стигается на основе анализа таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Прибыль составляет основу эконо­мического развития предприятия, так как ее рост создает финансовую базу для самофинансирования расширен­ного воспроизводства, технического переоснащения, решения проблемы удовлетворения социальных и мате­риальных потребностей работников. Поэтому в условиях рыночных отно­шений ориентация хозяйствующих субъектов на получение прибыли явля­ется непременным условием успешной предпринимательской деятельности.

Прибыль характеризует абсолют­ную эффективность хозяйствования предприятия и представляет собой важнейший показатель оценки его производственной и коммерческой деятельности, деловой активности и финансовой устойчивости.

Прибыль является экономической категорией рыночных отношений и выполняет ряд важнейших функций:

- служит показателем, характери­зующим финансовые результаты предпринимательской деятельно­сти хозяйствующего субъекта;

- выполняет стимулирующую функцию, поскольку она не толь­ко финансовый результат, но и основной элемент финансовых ресурсов предприятия, исполь­зуемых для материального поощрения работников;

- представляет собой важнейший источник финансирования бюд­жетов разных уровней.

Чтобы управлять прибылью, не­обходимо осуществлять объектив­ный системный анализ формирова­ния, распределения и использования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ ва­жен, поскольку рост прибыли опре­деляет расширение потенциальных возможностей предприятия, повы­шает степень его деловой активно­сти, увеличивает размеры доходов, характеризует финансовое здоровье предприятия.

Модель формирования прибыли представлена на рисунке 1.

Рис.1. Модель формирования прибыли.

31

Определение приоритетных на­правлений использования прибыли осуществляется на основе ее фак­торного анализа.

Основную часть прибыли - при­быль от продаж продукции - пред­приятия получают от обычных видов деятельности.

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от ряда факторов, основными из которых являются:

- увеличение (уменьшение) объема выручки от продаж продукции;

- изменение цен на продукцию;

- снижение (повышение) себе­стоимости реализованной про­дукции;

- снижение (повышение) уровня коммерческих расходов;

- снижение (повышение) уровня управленческих расходов.

Оценка прибыли от продаж про­водится по всему спектру показате­лей, влияющих на изменение суммы прибыли (табл. 1).

Таблица 1. Оценка прибыли от продаж (тыс. руб.)

Показатель

Предыдущий

период

Отчетный

период

Отклонение

(+ , -)

Отчетный период, % к предыдущему

Выручка от продаж продукции, работ, услуг

130462

138 647

+8 186

106,3

Себестоимость проданной продукции, работ, услуг

105 542

115 460

+9 918

109,4

Коммерческие расходы

5 700

5 340

-360

93,7

Управленческие расходы

14 200

12 540

-1 660

88,3

Прибыль (убыток) от продаж

5 020

5 307

+287

105,7

Объем продаж продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция являет­ся низкорентабельной, то увеличение объема ее продаж приводит к умень­шению суммы прибыли.

В первую очередь необходимо определить дополнительную выруч­ку от продаж продукции, которую предприятие получит в связи с изме­нением цен под влиянием инфляции. Для этого выручку от продаж продук­ции в отчетном году необходимо вы­разить в ценах предыдущего периода путем деления ее на индекс цен.

ВР1прод = ВРпрод /Yцен ; Yцен = 100+Δ%цен/ 100,

где ВР1прод - выручка от продаж продукции в сопоставимых ценах;

ВРпрод, - выручка от продаж про­дукции в отчетном периоде в дей­ствующих ценах:

Yцен - индекс цен:

Δ%цен - процент изменения цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

Влияние изменения цен на вы­ручку от продаж определяется по следующей формуле:

Δ ВРцен = ВРпрод - ВР1выр,

где Δ ВРцен - изменение выручки от продаж в связи с изменением цен.

Выручка от продаж продук­ции в предыдущем году составила 130462 тыс. руб., в отчетном перио­де - 138 647 тыс. руб. Цены на продук­цию в связи с инфляцией в отчетном году возросли на 5%, т.е. индекс цен составил 1,05. Следовательно, выруч­ка от продаж продукции в сопостави­мых ценах равна 132 044,76 тыс. руб. (138 647 : 1,05). Это означает, что вы­ручка от продаж продукции в отчет­ном периоде в связи с изменением цен под влиянием инфляции возросла на 6602,24 тыс. руб. (138 647 - 132 044,76).

1. Увеличение прибыли от про­даж за счет увеличения объема про­даж продукции определяется путем умножения дополнительной выручки от продаж, получаемой в связи с улучшением хозяйственной деятельно­сти предприятия, на рентабельность продаж в предыдущем году. Этот рас­чет в формализованном виде выгля­дит следующим образом: 

ΔПвыр. = (ВР отч. – ВРпр.- ΔВРцен) * Rпрод.пр

100

где: ΔПвыр - изменение прибыли за счет увеличение объема продаж;

ВР отч. - выручка от продаж в от­четном периоде;

ВРпр. - выручка от продаж в пре­дыдущем периоде;

ΔВРцен - изменение продаж в свя­зи с изменением цен;

Rпрод.пр - рентабельность продаж в предыдущем периоде.

Рентабельность продаж в преды­дущем периоде определяется деле­нием прибыли от продаж на выруч­ку от продаж продукции, т.е.

Rпрод.пр = 5020*100 = 3,85%

130462

Изменение прибыли от продаж за счет увеличения объема выручки от продажи продукции составит

ΔПвыр = (138647-13042-6602,24)* 3,85% = 60,2 тыс. руб.

100

2. Для расчета влияния измене­ния цен на прибыль от продаж не­обходимо дополнительный объем выручки от продаж продукции, по­лученный в связи с изменением цен, умножить на рентабельность про­даж в предыдущем периоде, т.е. ис­пользовать следующую формулу

ΔПцен = ΔВRцен *Rпрод.пр.

100

Отсюда

ΔПцен = 6602,24 *3,85 = 252,4 тыс. руб.

100

3. Влияние изменения себестои­мости реализованной продукции на прибыль от продаж определяют по формуле

ΔПс = С от -   С пр *ВР от

ВР от.       ВРпр.

где ΔПс - изменение прибыли за счет изменения себестоимости реа­лизованной продукции;

Сот, Спр - себестоимость реали­зованной продукции в отчетном и предыдущем годах соответственно;

ВРот, ВРпр. , - выручка от реализации продукции в отчетном и предыдущем годах соответственно.

ΔПс = 115460 105542 *138647 =                 (0,8327-0,8090) *138647= 3285,9 тыс. руб.

(l38647 130462)            

Себестоимость продукции на 1 руб. выручки от реализации соста­вила 0,8327 руб. в отчетном году про­тив 0,8090 руб. в предыдущем. Это вызвало повышение себестоимости реализованной продукции на 3285,9 тыс. руб., или уменьшение прибыли на эту сумму.

4. Для определения влияния на при­быль изменения коммерческих расхо­дов используют аналогичную формулу

ΔПкр = КР от -   КР пр *ВР от

ВР от.       ВРпр.

где: ΔПкр - изменение прибыли от продаж за счет изменения коммер­ческих расходов;

КРот ,КРпр - коммерческие расхо­ды в отчетном и предыдущем перио­дах соответственно.

ΔПкр =(  5340 -   5700  ) *138647 = (0,0385 - 0,0437)=719,2 тыс. руб.

l38647   130462

5. Влияние изменения управлен­ческих расходов на прибыль от про­даж рассчитывают по формуле

ΔПупр = УР от -   УР пр *ВР от

ВР от.        ВРпр.

где ΔПупр - изменение прибыли от продаж за счет изменения управлен­ческих расходов;

УРот, УР пр -  управленческие рас­ходы в отчетном и предыдущем го­дах соответственно.

ΔПупр =( 12540  -   14200 ) = (0,0904-0,1088) * 138647= =2541,1 тыс. руб.

138647       130462

Результаты влияния различных факторов на прибыль от реализации продукции представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты расчета влияния различных факторов на прибыль от продаж

Показатель

Изменение суммы прибыли, тыс. руб.

Увеличение прибыли от продаж, всего

+287

В том числе за счет:

изменения объема выручки от продаж продукции

+60,2

изменения цен на продукцию

+252,4

изменения себестоимости реализованной продукции

-3285,9

изменения коммерческих расходов

+719,2

изменения управленческих расходов

+2541,1

Общее влияние различных фак­торов составило 287 тыс. руб.

Данные факторного анализа позво­ляют сделать вывод, что значительная часть прибыли от продаж получена за счет снижения управленческих и ком­мерческих расходов, а также за счет увеличения объема реализации про­дукции и роста цен, в то же время по­вышение себестоимости продукции отрицательно сказалось на прибыли и снизило ее на 3285,9 тыс. руб.

Повышение доходности пред­приятий в первую очередь зависит от объема получаемой прибыли. Основ­ные резервы увеличения суммы при­были показаны на рисунке 2.

Рис. 2. Резервы увеличения прибыли.

32

Факторный анализ показал, что на предприятии основным источником снижения суммы прибыли является значительное повышение себестои­мости продукции, следовательно, ос­новным резервом роста прибыли яв­ляется снижение себестоимости.

Основными источниками ее сни­жения являются:

- экономия материальных затрат за счет применения ресурсосбе­регающих технологий, замена дорогостоящих материалов ме­нее дорогими, применение ра­циональных технологических схем производства продукции, снижение отходов производства, уменьшение затрат, связанных с доставкой сырья и материалов от предприятий-поставщиков;

- снижение трудоемкости про­изводства продукции и на этой основе уменьшение затрат на заработную плату с начислениями. Главным источником снижения себестоимости в данном случае выступает рост производитель­ности труда. С ростом произво­дительности труда уменьшаются затраты заработной платы на еди­ницу продукции при одновремен­ном росте зарплаты работающих;

- сокращение затрат на органи­зацию производства и управ­ление и, к которым относят коммерческие и управленче­ские расходы;

- ликвидация непроизводитель­ных расходов, т.е. потерь от простоев оборудования, персо­нала, брака продукции и др.

Таким образом, основные источ­ники снижения себестоимости про­дукции - это экономия материаль­ных, трудовых и финансовых затрат.

Реализация выявленных резервов роста прибыли позволит пред­приятиям птицеводческого ком­плекса увеличить свою доходность за счет повышения уровня планиро­вания и прогнозирования финансо­вых результатов.

Источник: журнал «Птица и птицепродукты» №2, 2014 г.







 

администрация сайта: ООО «Фаулер»
ждем ваших писем: deneb@webpticeprom.ru

 
птицеводство
Webpticeprom птицеводство
  1. Главная
  2. Статьи про птицеводство
  3. Рынок и экономика птицеводства
  4. › Повышение доходности предприятия птицеводческого комплекса
 
Рынок и экономика птицеводства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
на сайте страниц: 13122