Качество и безопасность продукции – залог эффективности производства


подписаться на рассылку анонсов статей:
 
 
поиск по разделу «Статьи»

всего статей: 1517


Качество и безопасность продукции – залог эффективности производства



Гущин В.В., директор, чл.корр. Россельхозакадемии, др.с.х.наук ГНУ Всероссийский НИИ птицеперерабатывающей промышленности Россельхозакадемии (ГНУ ВНИИПП Россельхозакадемии)

Автор рассказывает о требованиях, которые Россия должна соблюдать в рамках ВТО и Таможенного союза. К их числу относится гармонизация российских и международных стандартов в области производства продуктов питания.

Безопасность и качество продукции — одни из основных показателей, определяющих эффективность предприятия в условиях современной экономики. Изменения, происходящие в экономической и политической сферах государства, — вступление России в ВТО и ее функционирование в рамках Таможенного союза (ТС) — заставляют отечественного производителя по-новому взглянуть на эти вопросы.

Законодательной базой нормативного обеспечения безопасности и качества тицепродуктов в Российской Федерации являются федеральные законы, которые обеспечивают правовую основу технического регулирования:

• Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184ФЗ «О техническом регулировании»;

• Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

• Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В области безопасности продукции — это СанПиН 2.3.2.1078–2001 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», ветеринарные правила и нормы, действующие в соответствии с законодательством о ветеринарии, а также нормативные документы на продукцию и ее производство.

Требования к качеству и безопасности отдельных видов продуктов регламентируют основополагающие стандарты национальной системы стандартизации: национальные и международные стандарты, стандарты организаций, своды правил.

Наряду с законодательной базой РФ на продукцию отрасли, выпускаемую и находящуюся в обороте на отечественном рынке, распространяют свое действие документы ТС в части санитарных и ветеринарных норм и требований:

•     Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденные Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. № 317;

•     Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии ТС от 28 мая 2010 г. № 299.

Принятая на сегодняшний день модель технического регулирования предусматривает разработку «горизонтальных» технических регламентов ТС, которые должны быть дополнены «вертикальными» техническими регламентами, устанавливающими обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции, дополняющие и(или) уточняющие требования горизонтального.

В настоящее время в сфере обеспечения безопасности пищевых продуктов приняты три горизонтальных регламента:

• ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» со сроком введения 1 июля 2013 г. является базовым основополагающим нормативным документом и устанавливает единые для всей пищевой продукции требования (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные), требования к процессам производства, правила идентификации объектов технического регулирования для целей их отнесения к сфере применения технического регламента, формы, схемы и процедуры оценки соответствия. Впервые в регламенте установлено обязательное применение системы менеджмента качества и безопасности с элементами НАССР с целью повышения уровня производственного контроля и ответственности производителя, а также затронуты элементы системы прослеживаемости;

•     ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» со сроком введения 1 июля 2013 г. устанавливает соответствующие требования в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции;

•     ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» со сроком введения 1 июля 2012 г. устанавливает требования к упаковке (укупорочным средствам) и связанные с ними требования к процессам хранения, транспортирования и утилизации в целях защиты жизни и здоровья человека, а также для предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки (укупорочных средств) относительно ее назначения и безопасности.

В настоящее время Росптицесоюзом и ВНИИПП ведется работа по подготовке проекта Технического регламента «О безопасности мяса птицы и продукции ее переработки», который планируется представить на публичное обсуждение в III квартале текущего года. При вступлении этого регламента в силу обязательные требования к продукции, изложенные в других документах, должны утрачивать свою силу.

Вторым основным сегментом технического регулирования является стандартизация, которая осуществляется в соответствии с принципом добровольного применения и нацелена на содействие соблюдению требований технических регламентов путем формирования единого фонда гармонизированных национальных и межгосударственных документов, являющихся доказательной базой технических регламентов. На сегодняшний день ВНИИПП разработаны более 60 национальных и межгосударственных стандартов на продукцию птицеперерабатывающей промышленности и методы контроля ее качества.

ВНИИПП принимает активное участие в разработке стандартов ЕЭК/ ООН на мясо птицы (кур, уток, гусей), на яйца и продукты яичные, а также ведет работу по гармонизации соответствующих национальных стандартов.

Однако нормативную базу отрасли нельзя назвать исчерпывающей. Существует ряд «проблемных зон», где требуется серьезная работа. Например, согласно постановлению Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 33 был введен запрет на использование активного хлора при производстве разработаны МУК 4.1.2552а-09 Методика определения в мясе птицы хлорсодержащих углеводородов.

К проблемным сегментам можно отнести вопросы производства и переработки яйца. Технического регламента о безопасности яиц и яичных продуктов нет, а действующая система стандартов позволяет производить на различных предприятиях формально идентичную, но фактически разную по ряду параметров продукцию. В результате на рынке яичных продуктов российские переработчики вытесняются зарубежными поставщиками, а количество поставляемого фальсификата не поддается объективной оценке. В связи с этим актуальной задачей является разработка комплекса новой нормативной и методической документации, устанавливающей требования безопасности для различных видов яиц и яичных продуктов и позволяющей выявлять фальсификации, в том числе видовую принадлежность яичного сырья, наличие растительных примесей в яичных продуктах и др.

Фонд документов доказательной базы ТР ТС будет состоять из перечня стандартов, применение которых на добровольной основе станет служить достаточным основанием для подтверждения выполнения обязательных требований, и перечня стандартов, содержащего методы исследований, испытаний и отбора образцов для целей подтверждения соответствия.

В связи с вступлением в ВТО, ЕС и тем, что наша страна является государством — членом ТС, у России возникла необходимость в разработке стандартов, гармонизированных с международными и европейскими нормами и требованиями, а также позволяющих преодолеть технические сложности в торговле и дающих отечественной продукции возможность выйти на новые рынки.

Сегодня не только перед промышленностью, но и перед бизнесом встают вопросы, которые диктуют необходимость их участия в техническом регулировании, в том числе в разработке и обсуждении проекта ТР ТС «Мясо птицы и продукты его переработки», в работе технических комитетов по стандартизации в части форформирования Программы разработки национальных стандартов, а также в разработке проектов стандартов. Это обусловлено в том числе и тем, что п. 10 и 11 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 15 Закона РФ № 330-ф3 "О статусе судей в Российской Федерации", а также признанием утраты силы отдельных положений законодательных актов РФ расходы по разработке национальных и межгосударственных стандартов отнесены на расходы, связанные с производством и реализацией, что позволяет снизить нагрузку на федеральный бюджет и привлечь средства промышленности к долевому участию в финансировании этих работ.

Проблемы технического регулирования, стандартизации, качества и безопасности непосредственно связаны с задачей создания и внедрения в отрасли системы прослеживаемости.

В мировой практике применение системы прослеживаемости в законодательном порядке отражено в нескольких документах (Регламент ЕС № 178/2002, Стандарт ISO 22005:2007, Codex Alimentarius CAC/GL 60-2006) и трактуется как способность отследить на всех стадиях производства, переработки и сбыта пищевых продуктов все сырье, включая кормовые средства и животных, служащих для их получения, а также ингредиенты, которые использованы в продукте или кормовом средстве.

В Российской Федерации обязательного статуса организация системы прослеживаемости на законодательном уровне пока не получила. На данный момент действует стандарт ГОСТ Р ИСО 22005-2009 «Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов», применение которого носит добровольный характер. Также необходимость обеспечения прослеживаемости сырья и готовой продукции 3 установлена в утвержденном ТР  «О безопасности пищевой продукции», где дана точная формулировка термина «прослеживаемость продукции», а также приведены требования относительно необходимости ее разработки и поддержания.четко сформулированных принципов системы, механизмов ее организации, функционирования, взаимосвязей и ответственности участников на сегодняшний день на законодательном уровне не установлено, а существующие стандарты предлагают только общие подходы, не адаптированные для различных отраслей промышленности.

В России существуют лишь элементы прослеживаемости происхождения продукции, в том числе в птицеводческой и птицеперерабатывающей отраслях. Тем не менее нет единой системы, не разработаны необходимые методологические инструкции с учетом специфики отечественных предприятий и требований законодательства.

ВНИИПП проводил предварительные работы в этом направлении. Как показывает наш анализ, в настоящий момент в отрасли функционируют несколько организационных форм: производства на уровне филиалов и площадок крупных объединений, самостоятельные птицеводческие предприятия, занимающиеся переработкой собственного сырья, и перерабатывающие предприятия, использующие сырье, приобретенное у российских и зарубежных поставщиков. Вне зависимости от типа предприятия для них характерны отсутствие цельной концепции прослеживаемости по всей цепочке производства мяса птицы, яиц и продуктов их переработки, фрагментарный характер имеющейся информации, отсутствие эффективных инструментов мониторинга производственных и логистических процессов по всей цепочке и на всех площадках, системы быстрого анализа данных, оперативной идентификации критических факторов и принятия объективных мер в случае выявления опасной продукции.

Прямой экономический эффект от внедрения системы прослеживаемости:

•     значительное снижение или устранение затрат и издержек, связанных с несоответствием качества и безопасности мясной продукции и производственных процессов установленным требованиям стандартов и регламентов;

•     за счет прозрачности технологических процессов и контроля потребления ресурсов происходят повышение производитель¬ности, оптимизация потребле¬ния ресурсов и, как следствие, снижение себестоимости;

•     трудозатраты и временные затраты на обеспечение процесса прослеживаемости и контроля качества продукции сокращаются после внедрения системы в несколько раз.

Косвенный экономический эффект от внедрения системы прослеживаемости:

•     построение балансовой модели материальных потоков;

•     возможность принимать оперативные оптимальные решения в отношении производства и бизнеса в целом на основе объективных данных, доступных в реальном времени;

•     возможность статистического анализа накопленных данных в целях постоянного улучшения качества продукции и процессов их производства;

•     резкое снижение влияния человеческого фактора на учет и повышение достоверности данных;

•     надежное обеспечение безопасности и качества продукции;

•     учет фактических потерь в производстве;

•     повышение уровня доверия потребителей и деловых партнеров к продукции компании;

•     поддержка в сертификации компании на соответствие требованиям российских и международных стандартов. АСП служит доказательством, что на производстве обеспечивается необходимое качество процессов.

Организация системы прослеживаемости, основанной на современных информационных технологиях, позволит решить ряд важных проблем как для потребителя продукции, так и для производителей на всех стадиях производства. В целом будет обеспечена возможность отследить весь путь продукта с целью его отзыва при инциденте, иметь полную документацию по его изготовлению и параметрам технологического процесса, идентифицировать используемое сырье, если выявлено, что оно стало причиной негативного случая, принять адекватные меры ко всей продукции, выработанной с использованием этого сырья.

Кроме того, внедрение системы прослеживаемости позволит получить экономический эффект за счет прозрачности процессов, построения объективной балансовой модели производства, оперативной оценки, контроля и принятия управленческих решений, надежного обеспечения безопасности и качества продукции.

Очевидно, что система прослеживаемости не является прерогативой одних переработчиков и должна быть обязательной также для поставщиков сырья, животных кормов, различных ингредиентов, тары, моющих и дезинфицирующих средств, а также для перевозчиков, оптовых и розничных потребителей. Ее разработка - сложная комплексная задача, которая выходит за рамки деятельности предприятия и является государственной. Требуется активное взаимодействие специалистов как самой отрасли, так и аналогичных служб из смежных отраслей - поставщиков материалов и различных ингредиентов, торговли, ветеринарных и санитарных органов, специалистов по идентификации и кодированию, юристов.

Для эффективного функционирования необходимо сформировать законодательные основы применения системы прослеживаемости, определить ответственные за ее внедрение и поддержание службы, во избежание дублирования деятельности распределить конкретные контрольно-надзорные полномочия между соответствующими государственными органами определить порядок создания реестра предприятий-производителей пищевых продуктов, поручив его ведение Минсельхозу России. Кроме того, следует изучить накопленный международный и отечественный опыт, определить обязательную документацию для функционирования системы прослеживаемости, порядок обмена информацией как внутри организации, так и с ее партнерами-поставщиками, потребителями — по продуктовой цепи. Необходимо также установить способы кодирования и разработать технологии автоматической идентификации продуктов, связав их с международными системами, и обеспечить технологическую цепь движения продуктов (включая производство, логистику и торговлю) специализированными техническими средствами для кодирования, снятия, передачи и накопления информации о продуктах.

Таким образом, ситуация для отрасли по качеству и безопасности продукции в связи с вступлением страны в ВТО и функционированием ТС совместно с Беларусью и Казахстаном изменяется, требуется адаптация всей нормативно-технической документации к международным требованиям с учетом национальных особенностей. Для этого необходимо активное участие производственников в разработке национальной НТД. На сайте института систематически размещаются проекты всех разрабатываемых национальных стандартов. Желательно, чтобы специалисты отрасли внимательно изучали эти проекты и своевременно на них реагировали во избежание ошибок.

Ведущим предприятиям страны целесообразно направить в отраслевой комитет (ТК 116) своих представителей для активного участия в его работе.

Также Совету директоров следует вернуться к вопросу о создании объединенного материального фонда РПС по финансированию работ, направленных на решение наиболее значимых проблем отрасли. Этот фонд должен действовать под контролем Совета директоров РПС.

Несмотря на то что отечественные предприятия конкурируют между собой на российском рынке, у всех нас есть общая задача — повышение качества и безопасности продукции и общий для всех глобальный конкурент — импорт.

Для контактов с автором:

Гущин Виктор Владимирович тел. +7(495)944-64-03 e mail: vniipp@orc.ru

Источник: журнал «Птица и птицепродукты» №4, 2012 г.







 

администрация сайта: ООО «Фаулер»
ждем ваших писем: deneb@webpticeprom.ru

 
птицеводство
Webpticeprom птицеводство
  1. Главная
  2. Статьи про птицеводство
  3. Рынок и экономика птицеводства
  4. › Качество и безопасность продукции – залог эффективности производства
 
Рынок и экономика птицеводства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
на сайте страниц: 13694