Кормовые добавки: экологичность плюс рентабельность!

Кормовые добавки: экологичность плюс рентабельность!

Использование ферментов в кормлении сельскохозяйственных животных в нашей стране относительно новое направление. По мнению специалистов, прибыль от использования ферментов в кормах может быть весьма существенной.

Кормление животных как наука - относительно молодая область знаний и имеет историю немногим более 100 лет. Интересно, что если за первые 50 лет были открыты и определены практически все составляющие кормов, т.е. их питательные вещества, то за вторую половину века было сделано довольно ограниченное число открытий в сфере кормления сельскохозяйственных животных.

Что же касается действительно революционных и прикладных открытий в кормлении за последние десять лет, то можно привести пример экологически безупречного механизма повышения эффективности кормления - использование кормовых ферментов. Для России, как и для всего мира, эта тема становится все актуальнее, так как продолжается рост доли в рационах моногастричных животных такого сырья, как пшеница, ячмень и рожь, т.е. зерновых, обладающих кроме своих питательных свойств также и антипитательными факторами. Это ограничивает использование перечисленных культур в кормлении и особенно при разработке высоко-концентрированных рационов для интенсивного выращивания животных и птицы.

Что же происходит после поступления в кишечник повышенного количества зерна перечисленных выше культур? Отрицательное влияние антипитательных факторов в составе зерна (например, растворимых и нерастворимых полисахаридов типа гемицеллюлоз, олигосахаридов и т.п.) можно разделить на две группы:

1. местное влияние; увеличение объема воды в кишечнике, снижение уровня перемешивания содержимого кишечника, повышение вязкости содержимого кишечника, снижение всасывания питательных веществ;
  2. системное влияние увеличение объема содержимого кишечника, повышение перистальтики, ускорение прохождения корма через желудочно-кишечный тракт, что в итоге также приводит к снижению переваримости питательных веществ.

После интенсивного изучения и поиска решения этих проблем ученым удалось выделить ряд микроорганизмов. Бактерии, как и грибы, продуцирующие ферменты, способны, с одной стороны, противостоять неблагоприятным условиям в процессе производства комбикормов и агрессивной среде кишечника животных, и, с другой - способны расширить ассортимент ферментов в кишечнике, по активности которых у моногастричных животных и птицы наблюдается дефицит. Это, прежде всего, так называемые карбогидразы.

Итак, главным объектом воздействия для кормовых ферментов при использовании в составе пшенично- ячменно-ржаных рационов являются прежде всего некрахмалистые полисахариды. Кроме снижения антипитательных свойств, ферменты делают некрахмалистые полисахариды доступными для усвоения, тем самым увеличивая обменную энергию рациона. Например, минимум на 4 и 7% для пшеничных и ячменных рационов соответственно для ферментов торговой марки Ровабио, производимых компанией "Авентис Анимал Нютришн" ("Авентис Анимал Нютришн" - подразделение концерна "Авентис", образованного в декабре прошлого года в результате слияния компаний "Рон-Пуленк" и "Хехст").

Как же оценить реальный вклад того или иного кормового фермента в приращение обменной энергии? Какой процент обменной энергии необходимо добавить при оптимизации рациона? Ответить на эти вопросы действительно сложно, так как в реальной практике эффект от использования фермента зависит от многих факторов, таких, как сорт зерна и характер почвы, на котором оно выращено, доля зерна в рационе и его состав, метод обработки комбикорма, возраст животного и т.п. Определить в принципе, содержится ли фермент в комбикорме и активен ли он в нем, довольно просто, Для определения активности фермента Ровабио мы предлагаем использовать специальный экспресс-тест: добавив в пробирку пробу корма и специальный раствор, по изменению цвета раствора узнают об активности фермента.

Точное определение повышения энергетической ценности рациона (обменной энергии) под влиянием фермента - задача, практически невыполнимая в условиях комбикормового завода или хозяйства, поэтому мы обычно исследуем комбикорм в условиях французского научно-исследовательского центра фирмы "Авентис" на специально подготовленных свиньях или птице. В связи с тем, что таможенные сложности при перевозке комбикорма через границу не позволяют нам оперативно и регулярно проводить такие исследования в России, в настоящее время специалисты Всероссийского НИИ птицеводства любезно согласились провести совместно ряд подобных исследований на птице. Приобретение инфракрасного аминокислотного анализатора также поможет нам и нашим коллегам из ВНИТИП оперативно оценивать рационы и сырье.

Кроме перечисленных выше, хорошо известны другие преимущества использования кормовых ферментов различного направления. Это снижение вязкости помета и количества загрязненных яиц у птицы, повышение доступности фосфора из органического сырья, повышение переваримости. Точно подсчитать экономический эффект от использования кормовых ферментов сложно. По данным ряда научно-хозяйственных экспериментов, один рубль, потраченный на фермент Ровабио, дает в итоге минимум 3 рубля чистой прибыли. В настоящий момент, кроме экспериментов с этим ферментом на птице, в России проходят испытания на свиньях. Судя по росту продаж Ровабио во всем мире, хорошие результаты не замедлят сказаться и в нашей стране. Следите за публикациями специалистов компании "Авентис Анимал Нютришн".

Д.М.ГРАЧЕВ, к.б.н, "Авентис АНЕ"

По материалам журнала "Животновод"

3. Кормление птиц, корма и их ингредиенты
  4. › Кормовые добавки: экологичность плюс рентабельность!

Кормление птиц, корма и их ингредиенты